Приветствую Вас Гость | RSS
Среда
2024-09-25, 3:33 PM
группа ал-анон " НИКА"
переходит на сайт

www.alanon-riga-ru.ucoz.com
Главная ПОЧИТАЕМ Регистрация Вход
Категории раздела
Мои статьи [65]

Мини-чат

Наш опрос
Что такое алкоголизм?
Всего ответов: 224

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Созависимость как психологическая категория
Созависимость как психологическая категория
Е.Н.Проценко, психолог, директор фонда и реабилитационной программы "Старый Свет"
В психологии существующие в структуре личности человека предпосылки к образованию какого-то вида зависимости, т.е. к стремлению заместить свою духовную неполноту посредством химических веществ, материальных объектов, психических процессов или человеческих отношений, называются термином "созависимость".
Этимология этого термина (который иногда переводился у нас как "взаимозависимость"), восходит к специфике взаимоотношений зависимого человека и членов его семьи (об этом см. ниже). Вскоре, однако, тот же термин стал применяться к значительно более широкому кругу понятий и, возможно, стал нуждаться в уточнении, а может быть, и замене.
Как бы то ни было, пока этот термин используется, и используется достаточно широко. И теперь его этимология может быть осмыслена как выражение, с помощью приставки "со" (ее значение схоже в английском и русском языках), всеобщности этого феномена и его развития в процессе межличностного взаимодействия. Приставка "со" ("с-") восходит к греческому omos — "общий, подобный, равный", или omou — "вместе", латинскому simul — "одновременно" и весь комплекс этих значений имеет и в русском языке (М.Фасмер, Этимологический словарь русского языка, М.,1987): ср. слова "со-весть" (или эквивалентное для этого славянского русское слово "сознание") — "совместно сформированное (или сложившееся в процессе взаимодействия людей между собой и с Богом) знание"; в том же ряду такие слова, как "со-мнение" ("наличие мнения, стоящего в ряду многих других, схожих с ним, подобных ему, взаимодействующих с ним").
Определения:
Наиболее общее, учитывающее большинство из возможных значений этого термина, определение, было дано на 1-й Конференции по созависимости (США, Аризона, 1989):
"Созависимость — это устойчивая болезненная зависимость от компульсивных форм поведения и от мнения других людей, являющаяся попыткой обрести уверенность в себе, осознание собственной значимости, определить себя как личность".
В других определениях созависимости могут особо выделяться такие аспекты того явления, как: наличие патологического интериоризованного чувства стыда из-за отверженности, являющейся участью каждого человека в дисфункциональной семье, потеря собственной внутренней реальности и зависимость от реальности внешней (John Bradshaw); чрезмерная озабоченность чем-то или кем-то и чрезвычайная зависимость — эмоциональная, социальная, иногда даже физическая (Sharon Wegscheider -Cruse); наличие комплекса характерных для созависимости свойств у многих членов семей, где есть химическая зависимость (Timmen L. Cermak);
остановка развития собственного "Я" и чрезмерно сильное реагирование на происходящее вокруг нас при недостаточности реакций на происходящее внутри нас (John С. Friel, Linda D. Friel); болезненная привязанность к отношениям с кем-либо и к проблемам, которые эти отношения вызывают (Rokelle Lerner); долговременное подчинение человека жестким правилам, не допускающим открытого выражения чувств и непосредственного обсуждения внутренних и межличностных проблем (Robert Subby); неадекватное и проблемное поведение, возникающее у людей, живущих, работающих или каким-то другим образом связанных с человеком, страдающим алкоголизмом (Charles L. Whitfield); попытки воссоздать отношения родителя и ребенка во всех других значимых для созависимого человека отношениях (Catheleen Clements and Barbara Bofenkemp);
зависимость от кого-то или чего-то внешнего по отношению к себе, при пренебрежении собой вплоть до полной потери собственного "Я" (Sondra Smally) и т.д.
Как мы видим, у понятия "созависимость" пока нет единого, принятого всеми исследователями содержания. Это обусловлено и разными подходами к изучению этого явления, и сложностью, нелинейностью и неоднородностью самого понятия.
Некоторые авторы практически не выделяют созависимость из ряда других видов зависимости, говоря о ней, как о явлении, рядоположенном зависимости, например, от химических веществ. В их представлении, созависимость и является, по сути, зависимостью — но зависимостью от других людей. И такой взгляд имеет под собой основание: ведь во многих случаях мы действительно можем наблюдать совершенно патологическую зависимость человека от его родных, друзей, вообще от окружающих, Проявления такой зависимости ничем не отличаются от проявлений зависимости химической, например — алкоголизма.
Другие авторы трактуют синдром созависимости в гораздо более широком смысле, говоря о созависимости как об основе, общем фундаменте, на котором уже могут развиваться все конкретные формы зависимости — такие, как зависимость от химического вещества (алкоголизм, наркомания, обжорство) или от приносящего забвение и позволяющего уйти от своих реальных проблем процесса (трудоголизм, зависимость от сексуальных отношений, азартных игр, от накопительства или стремления к власти).
Важнейшие причины столь различных пониманий созависимости, по-видимому, следующие. Во-первых, несколько различен контингент людей, на исследовании особенностей которых и основывалось понятие созависимости. Если авторы первой группы изучали преимущественно родственников алкоголиков и наркоманов, то в поле внимания других оказалась более широкая группа людей из дисфункциональных семей любого типа (см. об этом подробнее в разделе о семье). Во-вторых, на объяснение феномена созависимости оказало влияние и разное представление о ее причинах. Если одни авторы рассматривают ее как адаптивную, защитную психологическую (и физиологическую) реакцию на обстоятельства, возникшие в результате жизни с алкоголиком или наркоманом, то другие считают, что созависимость — это врожденное, генетически обусловленное состояние человеческой психики, которое является общим фоном для практически любого дальнейшего патологического развития данной личности, то есть, предпосылкой для образования какой-либо конкретной зависимости.
При этом неважно, в какую именно форму зависимости перерастает созависимость. Любой из видов зависимости: от алкоголя, наркотиков, секса, власти, от другого человека, от работы, от превратно понятой религии, от чего угодно конкретного, "вещного", удовлетворяющего МОИ потребности, отвечающего МОИМ нуждам, — одинаково губителен и для самого человека, и для общества, в котором этот человек живет. Любая зависимость ведет к очень схожим проявлениям нарушений биологической, психологической и социальной природы человека.
Какой конкретно из видов зависимости (алкоголизм, наркомания, трудоголизм, сексоголизм и т.д.) разовьется у данного человека, зависит, по-видимому, в основном от генетических, биологических факторов. Однако, общей основой, психологическим и духовным фундаментом любой зависимости является именно созависимость.
Созависимость в таком — наиболее широком — понимании существует на протяжении всей истории человечества, и распространена столь широко, что люди стали считать ее нормой человеческого существования, а не патологией. Более того, различные стереотипы поведения и чувствования, вызванные этой болезнью, и являющиеся ни чем иным, как проявлениями патологической зависимости, принимаются и утверждаются обществом в качестве идеала, они укореняются в культурной традиции, пропагандируются искусством и литературой.
Эти стереотипы настолько прочны, что всякое посягательство на них воспринимается как сознательный эпатаж, как бунт против идеалов. Именно так будет понято, например, утверждение, что история Ромео и Джульетты — это вовсе не история великой любви, а история зависимости, причем явно патологической зависимости людей друг от друга. Ведь, в самом деле, с Любовью в христианском понимании и, в частности, с христианским пониманием любви между мужчиной и женщиной, отношения этих двух героев не имеют ничего общего. Подтверждение тому — трагические события, печальные итоги развития этих отношений ("По плодам их узнаете их"). История Ромео и Джульетты — это история болезни (созависимости в ее более узком понимании), закончившейся закономерным смертельным исходом и для ее "носителей", и для других "заразившихся". А ведь подобных "историй болезни" в мировой литературе и искусстве известно великое множество.
Столь же часто созависимость может проявляться и в отношениях с религией, Церковью. Обрядоверие, магизм, исступленный религиозный фанатизм — надо ли говорить, какой духовный, психологический, социальный, а часто и физический вред человеку и обществу они могут принести. Менее очевиден окружающим, хотя не менее распространен ущерб, который наносится созависимым человеком самому себе и другим людям при его бессознательных попытках использовать религию как орудие собственной гордыни, как средство возвышения или самоутверждения. Сколь часто люди, считающие себя искренне и глубоко верующими, идут по пути, уводящему их от единения с Богом, от единения в Боге и Церкви с другими людьми. Они выбирают этот путь, руководствуясь мышлением, искаженным болезненной созависимостью и пытаются ориентироваться на нем, опираясь на свои чувства, которые также очень сильно искажены болезнью.
Таким образом, созависимость может затрагивать все сферы человеческой жизни, влиять на всю совокупность отношений человека с окружающим миром, с самим собой и с Богом. Именно созависимость лежит в основе таких грозных и очевидных для общества социальных болезней, как алкоголизм и наркомания, и именно созависимость — причина менее очевидных, но не менее губительных видов зависимости — от денег, власти, сексуальных отношений и т.д.
Симптомы созависимости
Если рассматривать объективные психологические категории, то к симптомам созависимости можно отнести следующие явления:
Низкая самооценка. Развернуть, дать психологическое обоснование, результаты психологических и социометрических исследований. Показать низкую самооценку как основной психологический фактор всех других личностных нарушений при созависимости.
Отрицание — самих проблем, их наличия у себя, степени их серьезности, их связи с некоторыми внешними поведенческими проявлениями и т.д. Алкоголик отрицает свое заболевание, говоря, что он выпивает совсем не так как те, кто целыми днями стоят у магазина. Ребенок из алкогольной семьи будет всячески отрицать серьезность заболевания своего отца алкоголика, убеждая себя и других, что его болезнь вовсе не влияет на отношения в семье. Отрицает свою созависимость и тот, кто уверяет, что главное для него — это успех и счастье другого: так мать отдает всю себя заботе о своих детях, страшась остаться в одиночестве, забывая о себе как о личности.
Компульсивное, то есть, неуправляемое поведение. Наиболее ярко оно проявляется в эмоциональных бурях : вспышках ярости, гнева, агрессии или наоборот, приступах неудержимого веселья, дурашливости. Компульсивность проявляется и в стремлении преувеличивать и лгать (даже там, где легче и проще было бы сказать правду), в стремлении непременно получить одобрение со стороны других. При наркомании и алкоголизме, компульсия проявляется в том, что человек, начав пить или принимать наркотик, не может остановиться.
Замороженные чувства. Одной из наиболее специфичных черт созависимости является сужение спектра и уменьшение интенсивности испытываемых и проявляемых чувств. Такая особенность начинает формироваться с раннего детства, когда ребенок, встречая неприятие окружающими сильных и непосредственных проявлений своих чувств, сначала привыкает все больше сдерживать их, а потом и сам перестает их в себе замечать. Появляются трудности в выражении своих чувств, более того, — в их отчетливом осознании. Запас слов, описывающих чувства значительно снижен, неясно и неотчетливо понимаются различия между словами, обозначающими сходные чувства, особенно положительные. Внешне человек может выглядеть спокойным, уравновешенным и жизнерадостным, но в нем, незаметно для других, а часто и для него самого, бушуют ураганы эмоций.
Субъективно симптомы созависимости проявляются в том, что человеком, с беспокоящей его самого частотой и интенсивностью, овладевают такие эмоции, как страх (от опасливости до панического ужаса), злоба (от раздражения до слепящей ярости), чувство вины, стыд, сильное смущение, непреходящая обида, недоверие, сильная грусть, тоска, чувство одиночества, неясное чувство душевной боли, страдания. Или же наоборот, единственное постоянное чувство, которое человек испытывает — это эмоциональное отупение, "отсутствие чувств", "чувственная немота".
В связи с уже упоминавшейся отделенностью от собственных чувств, человеку может оказаться легче распознать имеющиеся у него симптомы созависимости, если их описывать не только в эмоциональных терминах, а в виде более развернутых психологических особенностей, характеристик созависимой личности. Вот некоторые из таких особенностей:
1) Слишком суровое отношение к себе и другим, нелюбовь к себе. Обычно это чувство неосознанно или полуосознанно маскируется человеком (прежде всего — от самого себя) самыми разными способами: стремлением контролировать и воздействовать на мысли, чувства и поступки других людей; гиперконтролем по отношению к самому себе; высокомерием и хамством в общении с другими; ролью шута, фрондера, пустого болтуна, и т.д.
2) "Боязнь страха", стремление заранее оградить себя от него, избегая тех ситуаций, в которых он может появиться, например, ситуаций нестимулируемого алкоголем или наркотиками общения с другими людьми, особенно с теми, которые в данный момент имеют хоть какую-то власть над тобой.
3) Желание нравиться окружающим людям, сопровождаемое готовностью делать все, чтобы этого добиться. Такое желание сочетается с чрезмерной боязнью "задеть" чувства других, с терпимостью к их поступкам даже тогда, когда эта терпимость явно неуместна и наносит серьезный эмоциональный, а часто и физический ущерб и самому проявляющему ее человеку, и окружающим. С этим связана и боязнь разорвать приносящие явный моральный, а часто и физический вред отношения, стремление постоянно сглаживать конфликтные ситуации, обострение которых могло бы привести к разрыву отношений.
4) Страх или дискомфорт при общении с напористыми или сердитыми людьми, страх направленной лично на тебя критики и острая эмоциональная реакция на нее — возникновение чувства тревоги, собственной неполноценности, неуверенности в себе, либо наоборот, вспышки злобы, яростной, часто неуправляемой агрессии, стремления физически или морально подавлять критикующего и т.д.
5) Частая и интенсивная эмоциональная вовлекаемость в отношения с теми людьми, которые или полностью подчиняют себе или, наоборот, требуют постоянного внимания и заботы (в этом случае — роль "опекуна", иногда также с оттенком жертвенности, а иногда с чувством собственного превосходства и сознанием "честно исполняемого долга").
6) Неспособность отличить любовь от жалости, тенденция путать и смешивать эти чувства. Стремление "любить" тех, кого есть за что пожалеть и есть от чего "спасать". Использование сексуальных отношений как средства "пожалеть" или как "платы" за жалость, понимание и сочувствие со стороны другого.
7) Сверхответственность или, напротив, сверхбезответственность в поведении. Принятие на себя ответственности за решение чужих проблем или ожидание, что другие примут на себя ответственность за решение наших собственных трудностей. В конечном счете — это стремление избежать реальной ответственности за себя самого и за свой выбор.
8) Чувство вины при необходимости отстаивать себя, свои "личные" интересы или сделать что-то ради себя лично. Стремление соответствовать нуждам и потребностям других людей, вытесняющее всякую возможность позаботиться о том, что необходимо для удовлетворения собственных духовных, психологических и физических потребностей.
9) Постоянное откладывание всего на потом. Невозможность или трудность в завершении начатого дела.
10) Неспособность или активное, сопровождаемое страхом нежелание участвовать в играх, развлечениях, забавах, "предаваться веселью" вместе с другими. Это связано с упоминавшимся уже в качестве важнейшего проявления созависимости отрицанием, преуменьшением или подавлением своих чувств, с отстраненностью от них.
11) В отношениях с другими людьми у созависимого человека крайне редко возникает ощущение подлинной близости, доверия и постоянства. Даже при общении с близкими часты настороженность, подозрительность, опасливость, тревожность.
12) Привычная ложь даже там, где проще и естественней было бы сказать правду. Фантазии и обман безо всякого даже только психологического повода, часто необъяснимые для самого говорящего.
Все перечисленные проблемы человек может с некоторым усилием, но в целом достаточно легко признать своими. Еще легче, обычно, признаются проблемы, составляющие разряд "пограничных": бессонница (или вообще нарушения сна), сниженное настроение (иногда — до депрессии), тоска, безнадежность, уныние, чувство бесцельности, бессмысленности существования, страхи (немотивированный и беспредметный страх, либо страхи-фобии с конкретными объектами: страх высоты, темноты, змей, толпы, замкнутого пространства и т.д.). Еще более очевидны проблемы уже совсем, казалось бы, физиологического порядка:
хронические и не поддающиеся лечению боли в спине (радикулиты), мигрени, гипертония, желудочные и сердечные заболевания, астма, аллергия, сексуальные расстройства и многое другое. Однако очень высока вероятность того, что у всех этих проблем причина одна, и эта причина — созависимость. Но, как мы увидим ниже, вред, наносимый созависимостью, не ограничивается вредом для физического и психологического функционирования организма. Очень серьезные разрушения вносит созависимость и еще в одну важнейшую сферу человеческого существования — в сферу семейных взаимоотношений.
Развитие созависимости и семья
Описанная выше симптоматика наиболее ярко и полно проявляется у созависимого человека в его отношениях с другими людьми, прежде всего с ближайшими родственниками (супругом, детьми, родителями) и друзьями. Вступая в брак, выбирая друзей, такой человек чаще всего находит себе в партнеры также созависимого или страдающего алкоголизмом, наркоманией или другой зависимостью человека. И в этих отношениях созависимый начинает играть определенную роль. Примерами таких ролей могут быть следующие:
1) "Мученик" — получает удовольствие от своей способности страдать. Он испытывает удовлетворение от потерь и поражений не меньше, чем от одерживаемых побед. Не ищет помощи, отказывается от нее, хочет справиться со своими трудностями в одиночку. Но за гордым фасадом он скрывает ощущение безысходности, отсутствие другой возможности для себя, другого выбора в данной ситуации. Ощущение внутренней пустоты такой человек стремится заполнить сознанием своего мученичества, смакованием его, пытаясь занять этим все свое время и все силы, чтобы не думать о том, для чего он мучается, и какое значение имеет пугающее его чувство внутренней пустоты.
2) "Тиран" — противоположность "мученика". Сосредоточен на поиске чужих ошибок и на обвинениях других, хотя его собственное поведение часто выходит из-под контроля. И "мученик" и "тиран" переоценивают то влияние, которое они могут оказать на окружающих их людей. Если "мученик" постоянно манипулирует окружающими, стараясь оставаться "хорошим" в их глазах, то "тиран" манипулирует ими, вызывая в них чувство гнева или вины.
3) Помощник в "прятках от проблем", "пособник". Он неосознанно противодействует попыткам своего родственника изменить образ жизни, потому что привык к своим стереотипам поведения и ему страшно менять их, а это пришлось бы делать в случае перемен поведения другого человека.
4) "Собутыльник". У созависимого человека — высокий риск стать химически зависимым (например — алкоголиком). И этот риск еще более повышается, если созависимый начнет играть роль "собутыльника", считая, что лучший способ сохранить отношения с супругом — пить вместе с ним.
5) "Отчаявшийся". Это человек апатичный, безучастный, впавший в эмоциональный ступор. Иногда он ощущает свое состояние как род спокойствия, но при этом у него отсутствует всякая надежда, а его страдания не имеют для него никакого смысла. Такой покой обманчив — отсутствие смысла жизни часто ведет "отчаявшегося" к попыткам суицида (активного, прямого, — или же пассивного, косвенного, когда у человека пропадает желание жить и он не стремится избежать смерти, например, отказываясь пойти к врачу в случае болезни).
Семья, где ее члены играют описанные выше роли, является дисфункциональной, неблагополучной. Дисфункциональной является всякая семья, где хотя бы один из членов проявляет компульсивное поведение любого рода (т.е., страдает каким-то из видов зависимости или другим психическим заболеванием). Дисфункциональной будет неполная семья, причем не только та, из которой один из родителей ушел в результате ссоры или новой любви, но и та, где кто-то из родителей погиб в катастрофе, на войне, умер от болезни, когда ребенок еще не вырос. Постараемся пояснить, почему это так.
Русское слово "неблагополучная семья" очень хорошо отражает, что же в такой семье происходит: она НЕ ПОЛУЧАЕТ БЛАГА, то есть, благодати, которая охранила бы ее и позволила бы ей в полной мере выполнить свое предназначение, свои функции.
Не слишком свойственное русскому языку, но уже ставшее привычным словосочетание "дисфункциональная семья" тоже свидетельствует о том, что основная характеристика такой семьи — неполное выполнение ей своих функций.
Давайте задумаемся, каковы же эти функции, каково изначальное предназначение семьи. У многих христианских писателей мы можем встретить мысль, что важнейшей специфически человеческой задачей семьи является ВОССОЗДАНИЕ ОБЩНОСТИ людей друг с другом, с самим собой и, главное, с Богом. Воссоздание той когда-то свойственной человеческой природе, но в результате грехопадения утраченной всеобщей гармонии, всемирной общности и нераздельности человека со всем остальным творением и с Самим Творцом. И в этом контексте понятно древнее сопоставление семьи и Церкви, понятно, почему семью в христианской литературе называют "малой церковью" — ведь функции у них одинаковы.
Но, как человек может во всей полноте выполнять свои функции только тогда, когда он ЦЕЛОСТЕН, когда его отдельные элементы — душа, дух и тело — воссоединяются в одно общее, одно целое, когда человек ИСЦЕЛЯЕТСЯ, так и семья может во всей полноте выполнить свое предназначение лишь тогда, когда она ЦЕЛОСТНА, когда все ее элементы соединены воедино и все вместе служат воссозданию этого целого.
Неполнота же этого целого непременно приводит к нарушениям в функциях семьи. Очень важно заметить, что при этом внешне все может выглядеть прекрасно и замечательно. И поэтому для нас привычно, говоря о неблагополучной, дисфункциональной семье, представлять только крайние (хотя тоже отнюдь не редкие) ситуации: муж-алкоголик, истязающий свою жену и детей, седая, разбитая многочисленными болезнями несчастная мать, неспособная "вывести в люди своих детей", нищета, убожество и запустение в доме, и так далее. К сожалению, неблагополучие, НЕДОПОЛУЧЕНИЕ БЛАГА может быть (и очень часто бывает) в семьях, где картина семейной жизни для стороннего наблюдателя кажется вполне идиллической: высокообразованные, пользующиеся уважением и почетом родители, полный достаток, чистота и уют в доме, прекрасно успевающие в школе дети, которые, к тому же, занимаются, кроме школы еще в нескольких кружках, секциях и т.п. Да, и в таких семьях НЕ-БЛАГО-ПОЛУЧИЕ может быть очень и очень выраженным, хотя и незаметным для окружающих, а часто и для самих членов семьи. Вполне благопристойная сверхзанятость отца на работе (неважно, каким мотивы приводятся для этого — увлеченность своим делом, производственная необходимость или банальное стремление заработать побольше денег), повышенная раздражительность матери (тоже имеющая, казалось бы, под собой объективные причины), капризность или быстрая утомляемость ребенка — все это может быть проявлением и признаком очень глубокой семейной дисфункции, которая, обычно, рано или поздно (часто, к сожалению, слишком поздно!) проявляется распадом семьи, серьезной болезнью или психологическим крахом, личностной катастрофой кого-то из ее членов.
Какими же признаками характеризуется дисфункциональная, неблагополучная семья в том понимании, о котором мы сейчас говорим? Некоторые из них уже упоминались, но все же приведем их еще раз;
- НАЛИЧИЕ У КОГО-ТО ИЗ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ КАКОГО-ТО ИЗ ВИДОВ ЗАВИСИМОСТИ, ПРИЧЕМ, ЛЮБОЙ ЗАВИСИМОСТИ — В ТОМ ЧИСЛЕ И ТЕХ ЕЕ РАЗНОВИДНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ С ОГРОМНЫМ ТРУДОМ МОГУТ БЫТЬ ЗАМЕЧЕНЫ ДАЖЕ САМИМ СТРАДАЮЩИМ ИМИ ЧЕЛОВЕКОМ, НАПРИМЕР, ЗАВИСИМОСТИ ОТ РАБОТЫ ИЛИ ОТ ОТНОШЕНИЯ К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ;
- НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ. ЭТОТ ПРИЗНАК, КАК, ВПРОЧЕМ, И ПЕРВЫЙ, АБСОЛЮТЕН. ТО ЕСТЬ, ЛЮБАЯ НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНА, НЕЗАВИСИМО ОТ ПРИЧИН ЕЕ НЕПОЛНОТЫ, ОТ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЕЕ ОСТАВШИМИСЯ ЧЛЕНАМИ ИЛИ ОТ ДОСТОИНСТВ (ИЛИ НЕДОСТАТКОВ) САМИХ ЭТИХ ЧЛЕНОВ. НЕПОЛНОТА СЕМЬИ — ЭТО ДИСФУНКЦИЯ УЖЕ САМА ПО СЕБЕ, ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК, НАПРИМЕР, ОТСУТСТВИЕ НОГИ У ЧЕЛОВЕКА ОПРЕДЕЛЯЕТ ЕГО ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ, ТО ЕСТЬ НЕВОЗМОЖНОСТЬ ВО ВСЕЙ ПОЛНОТЕ ВЫПОЛНЯТЬ ВСЕ ФУНКЦИИ, ДЛЯ КОТОРЫХ ПРЕДНАЗНАЧЕН ОРГАНИЗМ (НАПРИМЕР, БЫСТРО БЕГАТЬ); И ЭТА ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ УЖЕ СОВЕРШЕННО НЕ ЗАВИСИТ ОТ ДУШЕВНЫХ, НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДАННОГО ЧЕЛОВЕКА, ПОТОМУ ЧТО ОНА ИНОГО — ФИЗИЧЕСКОГО — ПОРЯДКА;
- ТЯЖЕЛАЯ СОМАТИЧЕСКАЯ ИЛИ ПСИХИЧЕСКАЯ ХРОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КОГО-ЛИБО ИЗ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ. КАК И ПРЕДЫДУЩИЕ, ЭТОТ ФАКТОР ОПРЕДЕЛЯЕТ БЕЗУСЛОВНУЮ ВЫКЛЮЧЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ИЗ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ ВО ВСЕЙ ЕЕ ПОЛНОТЕ, ХОТЯ, РАЗУМЕЕТСЯ, ПРИ ХОРОШИХ ОТНОШЕНИЯХ В СЕМЬЕ, В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПЛАНЕ ЭТО МОЖЕТ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ОЩУЩАТЬСЯ;
- НАЛИЧИЕ В СЕМЬЕ "СЕКРЕТА", "ТАЙНЫ". ЭТОТ ПРИЗНАК ОТНОСИТСЯ УЖЕ НЕ СТОЛЬКО К ПРИЧИНАМ, КАК ПРЕДЫДУЩИЕ, СКОЛЬКО К СЛЕДСТВИЯМ, СИМПТОМАМ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ. ВПРОЧЕМ, "СЕКРЕТ", ИЗ КАКОЙ БЫ ОБЛАСТИ ОН НИ БЫЛ: РАБОТА ОТЦА, ПРОШЛЫЕ ЛЮБОВНЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ МАТЕРИ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ БАБУШКИ — ЭТО ВСЕГДА НЕ ТОЛЬКО ПРИЗНАК ОТСУТСТВИЯ ПОЛНОЙ ДОВЕРИТЕЛЬНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ, НО И ФАКТОР, КОТОРЫЙ ЭТУ ДОВЕРИТЕЛЬНОСТЬ ОГРАНИЧИВАЕТ;
- ХАРАКТЕРНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ МОГУТ СЛУЖИТЬ ТАКЖЕ УСТАНОВЛЕННЫЕ В НЕЙ НЕГЛАСНЫЕ ПРАВИЛА. ВОТ НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ:
- НЕ ГОВОРИТЬ О СВОИХ ПРОБЛЕМАХ:
- НЕ ВЫРАЖАТЬ ОТКРЫТО СВОИХ ЧУВСТВ;
- ИЗБЕГАТЬ ПРЯМЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, СТРЕМИТЬСЯ К ВЫРАЖЕНИЮ СВОИХ МЫСЛЕЙ ИНОСКАЗАНИЯМИ, А СВОИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ — ЧЕРЕЗ МАНИПУЛЯЦИИ;
- ПРИВЫЧКА СТРОИТЬ НЕРЕАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ И ВОЗЛАГАТЬ НА ЛЮДЕЙ ИЛИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕСБЫТОЧНЫЕ НАДЕЖДЫ;
- НЕ ГОВОРИТЬ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ "ТАБУИРОВАННЫЕ" ТЕМЫ. САМЫМ РАСПРОСТРАНЕННЫМ "ТАБУ" ЯВЛЯЕТСЯ ЗАПРЕТ НА РАЗГОВОРЫ О СВОИХ СЕКСУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ И ПОТРЕБНОСТЯХ;
- "ДЕЛАЙ, КАК Я ГОВОРЮ... — НЕ КАК Я ДЕЛАЮ";
- "ИГРАТЬ, РАЗВЛЕКАТЬСЯ — ЭТО ПЛОХО";
- "НЕ ВЫНОСИТЬ СОР ИЗ ИЗБЫ" И "НЕ РАСКАЧИВАТЬ ЛОДКУ"- ТО ЕСТЬ, НЕ НАПОМИНАТЬ О ТЕХ ПРОБЛЕМАХ, О КОТОРЫХ ВСЕМ УДАЛОСЬ ХОТЯ БЫ НА ВРЕМЯ ЗАБЫТЬ.
И еще очень показательный признак дисфункциональности семьи — роли, которые играют в них дети. Вот краткое описание этих ролей:
1) "Гордость семьи", "семейный герой".
Этот ребенок — олицетворение надежд семьи, "свет в окошке" для родителей. В семье он принимает на себя функции родителей, неся на себе всю ответственность за то, с чем они не справляются. Ему очень свойственно играть в семье роль миротворца, посредника между ссорящимися родителями.
Он отличник в школе, занимается спортом, музыкой, иностранными языками, участвует во всевозможных кружках и секциях. Его успехи служат как бы оправданием для семьи, дают семье возможность обрести ценность в собственных глазах. Отличается высокой самодисциплиной. Привык не показывать своих истинных чувств, хотя обычно внутри у него бушуют тщательно сдерживаемые эмоции, иногда прорывающиеся наружу. Принимает на себя ответственность за проблемы других людей, уходя, тем самым, в подсознательных попытках от ответственности за решение собственных проблем.
2) "Трудный ребенок", "козел отпущения".
Чувствуя недостаток родительского внимания к себе, он стремится завоевать его чем угодно, пусть даже непослушанием, дурными поступками, открытым бунтом. Не имея настоящего семейного тепла, пытается получить его, формируя суррогатные семейные отношения внутри компании сверстников, часто становясь вожаком дворовых компаний, "королем" местной шпаны. По характеру дерзок, привык вести себя вызывающе, пренебрежительно, враждебно.
Его роль важна для семьи, и члены семьи неосознанно поощряют ребенка играть ее, потому что она позволяет отвести внимание от реально существующих в семье проблем, например, от проблем, связанных с пьянством отца. По сравнению с "трудным ребенком" отец выглядит не таким уж и плохим, и всегда есть кого обвинить во всех семейных бедах, кем оправдать все свои трудности.
В подростковом и более старшем возрасте привычка бунтовать может выразиться в употреблении алкоголя или наркотиков, чему немало способствует и привычный круг общения, поэтому высока вероятность развития у такого человека химической зависимости — алкоголизма или наркомании.
3) "Одинокий ребенок", "потерянный ребенок".
Он с раннего детства уходит от скандалов в семье в мир своих фантазий, книг, игрушек, вымышленных друзей. Спокоен, редко капризничает (хотя часто поступает по-своему), застенчив, склонен к уединению. Для семьи служит эмоциональным подкреплением, поскольку является единственным ее членом, не создающим никаких внешних проблем.
Взрослея, нехватку любви и внимания к себе в детстве он пытается компенсировать отношениями со сверстниками, и в эмоциональном плане ему это легче всего удается сделать в сфере сексуальных отношений. Для него типичны ранние проявления детской сексуальности, часто без четкой сексуальной самоидентификации, детские гомосексуальные контакты и т.п. Эта же склонность к фиксации на сексуальных отношениях определяет то, что у таких людей часты ранние браки (а у девочек — и ранние беременности), либо — напротив, приводит к тому, что они на всю жизнь остаются холостыми, незамужними. Если они вступают в брак, то это нередко брак с потенциальным алкоголиком или наркоманом, и такие браки, как правило, недолговечны.
Как и "семейный герой", "потерянный ребенок" характеризуется гиперответственностью (особенно во взрослом возрасте), то есть, стремлением принимать на себя ответственность за других людей, неосознанно пытаясь таким способом уйти от ответственности за решение своих собственных проблем.
4) "Шут", "клоун".
Он привык прятать свою боль, свои страхи, напряжение, неуверенность за маской шута. Своим шутовством он отводит от себя гнев окружающих, а иногда и вносит разрядку в семейные конфликты. Главный мотив такого его поведения — страх.
Глубинный смысл его роли для семьи состоит в том, что он отвлекает внимание от проблем, помогая спрятаться от них, избежать необходимости решать эти проблемы.
Вырастая, он пытается веселить всех вокруг бесконечными шутками и анекдотами, часто бывая "душой компании", но близких друзей у него обычно не бывает, потому что искренних, открытых отношений с людьми он боится, опасаясь быть отвергнутым.
Духовность и созависимость
Как все вышесказанное соотносится с духовностью и христианством? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем схематически представить процесс формирования духовности человека. С христианской точки зрения, человек создан, чтобы стремиться к духовной полноте, но, вследствие первородного греха, с самого зачатия несет в себе некоторую пустоту, не заполненную Духом, как бы некий "объем бездуховности". Эта пустота, "духовная каверна" может, в процессе развития ребенка, становления его личности, меняться в размерах. Она уменьшается при благоприятных условиях для духовной жизни, и увеличивается при неблагоприятных. Эти условия включают в себя огромное множество факторов самого разного рода. Здесь и генетическая предрасположенность организма расти и развиваться определенным образом, а не как-то иначе; и условия семьи, в которой ребенок появился на свет и где он растет (прежде всего, это степень духовной полноты его родителей), здесь и условия общества в целом. То есть, это все то многообразие факторов, которые определяют индивидуальность человека, определяют свойства и качества его личности.
По мере того, как ребенок осознает себя отдельной, обособленной от других людей (родителей, окружающих) личностью, к нему приходит и осознание (а чаще — неосознанное ощущение) собственной духовной неполноты. А вместе с таким чувством появляется и сильная потребность (также чаще всего неосознанная) эту пустоту чем-то заполнить.
Сложность, однако, в том, что восполнить недостаток Духа можно ничем иным, как только Духом, причем сделать это доступно не самому человеку, а лишь Тому, от Кого исходит этот Дух — то есть, только Богу. Человек же может лишь захотеть (или не захотеть) целиком отдаться этой Божественной воле. А вслед за этим желанием появляется стремление устранить все преграды, сознаваемые и неосознанные, которые эгоизм и гордыня воздвигают на пути единения человека с Богом, другими людьми и с самим собой.
Если же все биологические, психологические и социальные факторы, влияющие на развитие и формирование человеческой личности сложились таким образом, что этого желания следовать воле Бога еще не возникло, то происходит, обычно, следующее. Сильное, хотя и неосознанное стремление заполнить внутреннюю пустоту, "духовную каверну", рождает попытки (также обычно бессознательные) заместить, "засыпать" ее материальными объектами ("вещами мира сего") или психическими процессами, которые на более или менее продолжительное время дают иллюзию полноты жизни, собственной духовной полноты и гармоничности. Эту иллюзию могут давать самые разнообразные "заменители" — среди них и те, что безусловно порицаются обществом (наркотики, насилие, стяжательство) и те, что не вызывают в обществе однозначной отрицательной реакции (алкоголь, азарт, пища, секс, власть) и даже те, что безоговорочно утверждаются в качестве социальных ценностей (работа, дружба, человеческая любовь, благотворительность, религия).
Сопоставление в одном ряду столь разных понятий может, на первый взгляд, показаться кощунственным. Но дело в том, что если любое из перечисленного перестает быть средством и превращается в цель деятельности человека, создавая иллюзорное ощущение полноты, душевного комфорта (а случается такое очень часто!), то оно становится как бы наркотиком и человек впадает в зависимость от него, утрачивая, таким образом, дарованную ему Богом свободу, утрачивая возможность свободного выбора. Последствия же такой зависимости (не важно, от какого именно из объектов) всегда одни и те же, они разнятся лишь сроками их наступления и степенью очевидности для окружающих. Это всегда преграда для духовного роста личности, это всегда разрушение социальной, психологической и биологической жизни человека. При этом, плачевные последствия сказываются не только на самом человеке (разрушение и преждевременное старение организма, психосоматические заболевания, психические расстройства, нарушения семейных и социальных связей и т.д.), но и на его потомках, часто на протяжении многих поколений (социальные катастрофы, войны, экологические бедствия и другие явления этого рода).
Все проявления этого рода, несомненно, являются плодом человеческой греховности, конкретными следствиями грехопадения человечества в целом и каждого человека в отдельности. Увидеть их в себе — значит приблизиться к познанию истины о мире и о себе самом. А истина — если мы пребудем в слове Христа и станем учениками Его — сделает нас свободными (Ин. 8: 31-32). Так давайте же не будем уподобляться тем, кто на это обетование отвечал Христу отрицанием своей зависимости от греха, отрицанием своей греховности (Ин.8: 33). Впрочем, как хорошо известно специалистам, занимающимся лечением химической зависимости (алкоголизма и наркома
Категория: Мои статьи | Добавил: Tata (2007-02-17)
Просмотров: 6093 | Рейтинг: 4.7/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024